Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Да Чёрно-белые Нет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 13 Кировского района Волгограда"

(МОУ детский сад № 13)

Использование сенсорной интеграции в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ

Технология сенсорной интеграции в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

По результатам многочисленных исследований, нарушения сенсорной интеграции лежат в основе многих проблем у детей: развития речи, движений, обучения, поведения.

Анализ научных исследований отечественных и зарубежных ученых, доказывает, что сегодня, в структуру технологии коррекции и развития речи, коммуникативных навыков, в том числе невербальных, необходимо включать этап коррекции и развития сенсорной интеграции, как подготовительный.  

Сенсорная интеграция включает в себя: сенсорную регистрацию – способность человеческого мозга воспринимать информацию от всех органов чувств; сенсорную модуляцию – способность вычленять наиболее значимую информацию; сенсорную интерпретацию – способность суммировать и интерпретировать эту информацию;

Дисфункция сенсорной интеграции представляет собой комплексное церебральное расстройство, при котором дети неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь приводит к нарушению регуляции поведения, эмоций, развития координации, речи и как следствие влияет на обучение и социальную адаптацию.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств, возможность адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Сенсорная интеграция, необходима для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Для ребенка это возможность почувствовать и понять мир, который его окружает.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития. Наши воспитанники имеют комплексное расстройство, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т.д.

В работе с детьми используем элементы сенсорной интеграции. Особое внимание педагогами уделяется развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.

Игры и упражнения проводятся ежедневно, индивидуально и со всей группой.

На данный момент в своей работе специалистами используется следующий комплекс из простых упражнений сенсорной интеграции, направленных на коррекцию трудностей в развитии ребенка. Комплекс рассчитан на неделю, затем упражнения меняются, добавляются упражнения на развитие других анализаторов.

Комплекс упражнений.

1. Массаж рук шишкой.

«Покрути шишку».

Шишку кладем между ладоней и крутим шишку в разных направлениях примерно 2—3минуты.

«Поймай шишку» Подбрасываем шишку двумя руками вверх, а

затем поймать также двумя руками. Усложнение: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

2. Пальчиковая игра.

«Строим дом»

Туки – туки молотком, Стучат кулаками одним по другому.

Строю, строю новый дом. Ладони располагаются под углом,

Будет он большой, как ель, кончики пальцев соприкасаются.

Будут окна, будет дверь. Делают из пальцев «окно» и «дверь».

Всех в него я поселю: Хлопают в ладоши.

Мышку, зайчика, лису.

Интеграционные упражнения для вестибулярной системы.

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. В прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.

Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

3. Подвижная игра.

«Все наоборот».

Взрослый ритмично меняет положение рук, а ребенок выполняет те же

движения, только наоборот.

Например, взрослый поднимает руки, а ребенок опускает руки; взрослый

отводит руки назад, а ребенок подтягивает руки вперед.

1. Поднять руки вверх – опустить руки вниз;

2. Руки вытянуть вперед – отвести руки назад, за спину;

3. Руки опустить вдоль тела – поднять вверх;

4. Руки отвести назад – вытянуть вперед;

5. Правая рука вверху, левая рука внизу – правая рука внизу, левая рука вверху.

4. «Чудесный мешочек». Интеграционные упражнения для тактильной системы

«Узнай фигуру» - на столе раскладывают геометрические фигуры,

одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Взрослый показывает любую

фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

4. Симметричный рисунок.

Рисунок выполняется сразу двумя руками.

5. Творческое задание.

Это либо запланированное занятие, либо работа с пластилином, раскраска.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ.pdf

 

 


Зеленый огонек 2022
mou13.oshkole.ru/pages/18351.html

Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ