ФАОП ДО ОВЗ
Внедрение федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от 29 октября 2012 г. № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2022, № 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.62 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2022, № 46, ст. 8024), приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022 утверждена новая федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель ФАОП ДО – обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
Программа содержит традиционные разделы. Содержание некоторых из них обновлено.
Разделы «Принципы формирования ФАОП», «Целевые ориентиры», «Описание образовательной деятельности…», «Программа коррекционной работы» и «Психолого-педагогические условия» представлены дифференцировано для каждой нозологической группы детей с ОВЗ, в т. ч. для детей с ТМНР.
Появилось два новых раздела «Федеральная рабочая программа воспитания» и «Федеральный календарный план воспитательной работы»
ФГОС ДО и ФАОП ДО являются основой для самостоятельной разработки образовательных программ дошкольных образовательных организаций (ДОО), обязательная часть которых должна соответствовать 60% от общего объема программы, а 40% — это часть формируемая участниками образовательных отношений.
ФАОП ДО содержит целевой, содержательный и организационный разделы, учебно-методическую документацию, в состав которой входят: рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок для дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты. Дошкольным образовательным организациям предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности.
Режим и распорядок дня устанавливаются с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО, потребностей участников образовательных отношений.
Согласно ФАОП ДО, реализация образовательной программы ДО обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно- хозяйственными работниками образовательной организации, а также медицинскими и иными работниками, выполняющими вспомогательные функции. ДОО самостоятельно устанавливает штатное расписание, осуществляет прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организацию методического и психологического сопровождения педагогов. Руководитель организации вправе заключать договора гражданско-правового характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий. Педагоги ДОО имеют право на получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в три года за счет средств ДОО и/или учредителя.
В соответствии с ФГОС и ФАОП образовательная организация разрабатывает АОП. При разработке разделов, которые отсутствуют в ФАОП, можно использовать разработанные ранее примерные программно-методические материалы в части, не противоречащей ФАОП и другим нормативным документам.
Приказом Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1022 была утверждена адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФАОП ДО), разработанная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
ФАОП ДО является документом, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее – АОП ДО) для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития;
АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
ФАОП ДО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел ФАОП ДО включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел ФАОП ДО включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Кроме того, раздел включает информацию о формах, способах, методах и средствах реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Организационный раздел ФАОП ДО содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы дошкольной образовательной организации.
Дошкольные образовательные организации переходят на ФАОП ДО с 1 сентября 2023 года.
Материалы для ознакомления:
- федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или)
определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы; - Организации, осуществляющие образовательную деятельность разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями
образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
Внедрение ФОП и ФАОП в практику детского сада
Организационно-методические вопросы реализации ФАОП ДО
Усиление воспитательного компонента в образовании
Значимые изменения в Конституции Российской Федерации (2020);
Обновление воспитательного компонента ФГОС НООи ФГОС ООО (основные направления воспитания,требования к личностным результатам освоенияосновных общеобразовательных программ);
Утверждение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Аналитическая справка внутреннего контроля соответствия АОП ДО.pdf
Ссылка на сведения об образовании
Информация об обучении педагогов работе по обновленной программе (ФАОП ДО).pdf
Медиапрезентация"Федеральная образовательная программа дошкольного образования"
ФАОП (обзор в презентации).pdf
Памятка. Что рассказать родителям о внедрении ФAОП ДО
Что такое ФАОП ДО
ФАОП ДО – федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Какая цель у внедрения ФАОП ДО
Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;
Создать единое ядро содержания дошкольного образования;
Создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания
Какие задачи ФАОП ДО
Коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
Охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ;
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования
Что входит в ФАОП ДО
Учебно-методическая документация:
федеральная рабочая программа воспитания;
федеральный календарный план воспитательной работы;
примерный режим и распорядок дня групп.
Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы
Что будет обязательным для всех детских садов
ФАОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы
Как будут применять ФАОП ДО
ФАОП ДО станет основой для разработки адаптированных образовательных программ детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных адаптированных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФАОП ДО
Когда детские сады перейдут на ФАОП ДО
Переход на ФАОП ДО запланирован к 1 сентября 2023 года.