Образование
Программа развития, на 2024-2027 г.pdf
Сроки действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации) - дошкольные образовательные учреждения не подлежат аккредитации.
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
дошкольное образование
ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ - русский
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная
Непосредственно образовательная деятельность осуществляется в индивидуальной, групповой, подгрупповой формах.
НОРМАТИВНЫЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ
В группах с НОДА компенсирующей направленности - 5 лет;
В группах кратковременного пребывания "Особый ребенок" - 6 лет.
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП ДО) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. ФАОП ДО является документом, в соответствии с которым организации, осуществляемые образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее - АОП ДО).
ФАОП ДО определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры)
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми)
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
восприятие художественнойлитературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В группах компенсирующей направленности с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучение осуществляется по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата детского сада № 13, разработанной на основе Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022/.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МОУ для обучающихся с НОДА.pdf
В группах полного дня и кратковременного пребывания "Особый ребенок" обучение осуществляется по Адаптированной образовательной программе МОУ детского сада № 13Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития детского сада № 13, разработанной на основе Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022/.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МОУ для обучающихся с ТМНР.pdf
Образовательный процесс в МОУ детском саду № 13 осуществляется:
с 1 сентября по 31 мая.
С 1 июня по 31 августа - летний оздоровительный период.
КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ /ГРУПП В 2024-2025 УЧЕБНОМ ГОДУ:
85/10 групп компенсирующей направленности:
1 группа НОДА;
4 группы "Особый ребенок" полного дня;
5 групп "Особый ребенок" кратковременного пребывания.
Общая численность обучающихся: на 01.09.2024 года МОУ детский сад № 13 85 обучающихся.
Численность обучающихся, в том числе:
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами): нет.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами): нет.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами):
Обучающиеся, пользующиеся 50% льготой (многодетные семьи, имеющих трех и более несовершеннолетних детей) по оплате за детский сад - 8;
всего обучающихся пользуются 100% льготой (дети-инвалиды) - 41.
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) ( в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами):
На начало 2024-2025 учебного года платные образовательные услуги (ПОУ) посещает 28 обучающихся.
Различные методы и приемы работы с дошкольниками по реализации ФГОС.docx
В данном пособии представлены методические рекомендации к разделам программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности» и «Эстетическое развитие». Методической основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками. Личность ребенка, его эмоциональное состояние стоят во главе коррекционно-педагогического воздействия на всех этапах обучения.
Реализуемые парциальные программы и технологии:
Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности, Екжанова Е.А.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, Чиркина Г.В.
Модели организации образовательной деятельности
Решение программных образовательных задач предусматривается в двух основных моделях организации образовательного процесса:
специально организованной деятельности взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
самостоятельной деятельности дошкольников.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде:
- непрерывной организованной деятельности (несопряженной с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом воспитанников, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.)
Практики, предусмотренные образовательной программой
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования для реализации образовательных задач и содержания образовательных областей, необходимо внедрение инновационных подходов к условиям организации образовательного процесса.
Культурные практики
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно- вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график МОУ детского сада № 13 разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
-Устав МОУ детского сада № 13.
Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Содержание учебного графика включает в себя сведения о:
- режиме функционирования МОУ детского сада №13;
- количестве возрастных групп;
- продолжительности учебного года (определено количество учебных недель, включая проведение педагогической диагностики в мае, которая предполагает организацию обобщающего вида НОД);
- продолжительности учебной недели;
- недельной учебной нагрузке;
- регламентировании образовательного процесса (сведения о максимальной образовательной нагрузке в первую и вторую половину дня);
- сроках проведения педагогической диагностики с целью оценки индивидуального развития детей;
- праздничных днях и каникулярных неделях;
- работе МОУ в летний период и т.д.
Годовой календарный график на 2024-2025 учебный год.pdf
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение ООД. Учебный план на 2022 - 2023 учебный год разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в действующей редакции);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17.10.2013 г. № 1155);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Учебный план по реализации АОП ДО с НОДА на 2024-2025 учебный год.pdf
Учебный план по реализации АОП ДО с ТМНР на 2024-2025 учебный год.pdf
РАСПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Расписание образовательной деятельности на 2024-2025 уч.год по реализации АОП ДО с НОДА.pdf
Расписание образовательной деятельности на 2024-2025 уч.год по реализации АОП ДО с ТМНР.pdf
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ:
Программа «Основы безопасности дошкольного возраста» (Н. Авдеева, О. Князева, Р.Б. Стеркина)
Программа экологического образования дошкольников «Юный эколог» (С.Н. Николаева)
Парциальная программа. Юный эколог. Николаева С.Н..PDF
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Принципы реализации программы:
• постепенное наращивание объема материала;
• первоочередное использование природного окружения: растении зеленой зоны детского сада и участков;
• продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
• широкое использование разных видов практической деятельности;
• подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Психологические программы помогают решить именно эти задачи: развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе).
Адаптивная физическая культура. Программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями, Андреева И.Н., Покровская И.А. Цель программы - развитие двигательных возможностей на занятиях АФК с нарушением интеллекта в сочетании с двигательными нарушениями.
Программа по музыкально-ритмическому воспитанию "Топ-хлоп, малыши!" Сауко, Буренина. Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года: осенью, зимой, весной и летом. Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики и т. д. Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года: осенью, зимой, весной и летом. Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики и т. д.
Парциальная программа "В мире музыкальной драматургии" /Музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста/,Т.Ф.Кореневой. Занятия ритмикой дают детям возможность ощутить органическое слияние движения с музыкой. через движение ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности. Тщательно подобранный репертуар не только помогает формированию его музыкального вкуса, обогащает музыкальный багаж, пополняет словарный запас, но и способствует формированию красивой осанки и пластики. /дополнительное образование/.
Фитбол-аэробика для дошкольников «Танцы на мячах», Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Оздоровительно-развивающая программа по фитбол-аэробике «Танцы на мячах», в которую входят образно-танцевальные комплексы упражнений разной направленности. Упражнения программы способствуют повышению физической подготовленности занимающихся, укреплению здоровья, профилактике и коррекции различных нарушений осанки
и плоскостопия, целенаправленно содействуют развитию двигательных, творческих и музыкально-ритмических способностей. /дополнительное образование/.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Положение о разработке АОП ДО ФАОП от 31.05.2023.pdf
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Первые шаги гражданина"
Дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги гражданина".pdf
МОУ детский сад № 13:
- не реализует профессиональные образовательные программы дополнительно, для каждой образовательной программы;
- не ведет научно - исследовательскую деятельность;
- не осуществляет деятельность приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования, каждому направлению подготовки или специальности высшего образования.
Сведения об интеграции российского образования с мировым образовательным пространством:
- иностранные обучающиеся по основным и дополнительным образовательным программам - не обучаются;
- В МОУ нет иностранных педагогических и научных работников;
- договоры с иностранными и международными организациями по вопросам образования и науки не заключены и не планируются.