Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно-развивающей среды дошкольного образования с учетом целей, установленных ФГОС ДО.
Материально-технические условия пребывания детей обеспечивают охрану и укрепление здоровья детей, способствуют всестороннему развитию воспитанников с учетом особенностей каждого возрастного этапа и индивидуальных особенностей детей. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды соответствует санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Развивающая среда групп, кабинетов соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным организациям и реализуемым образовательным программам.
Развивающая предметно – пространственная среда организуется на принципах комплексирования, свободного зонирования и подвижности. Состояние материально-технической базы детского сада соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам, ФГОС ДО. Все базисные компоненты предметно-развивающей среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Для укрепления психического и физического здоровья детей в ДОУ созданы комфортные условия. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает условия для развития, воспитания и обучения ребёнка, участвует в становлении личности и творческого потенциала дошкольника. Наряду с традиционно оформленной средой для физического развития дошкольников ДОУ, устанавливаются спортивные модули, батут, массажные дорожки и пр., которые способствуют выбору детьми различных занятий и активизируют их двигательную деятельность. На участке ДОУ оборудована спортивная площадка, которая используется как для фронтальных, так и для индивидуальных занятий с детьми. Участки ухожены, много внимания уделяется озеленению и оформлению участков, как в зимнее, так и в летнее время.
В МОУ детском саду функционируют оборудованные учебные кабинеты, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: учителей-логопедов -3, кабинет педагога-психолога -1, социального педагога - 1
"Сухой дождь" обычно используется, как оборудование для сенсорных игр детей. Это нетрадиционное оборудование рассматривается как вид коррекционных технологий. "Сухой дождь" помогает развивать тактильные ощущения, учить различать цвета, повышает настроение и поддерживает благоприятное эмоциональное состояние детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов.
Воздушно-пузырьковая колонна - оборудование, которое помогает расслабиться и снять нервное напряжение. Несмотря на волшебный эффект, который производит воздушно-пузырьковая колонна, устроена она несложно. Детям с ограниченными возможностями здоровья очень нравится наблюдать за разноцветными пузырьками воздуха. В этом есть что-то загадочное и необычное, что так сильно привлекает внимание. Занятия педагогов с использованием данного оборудования способствуют формированию адекватной самооценки детей, облегчают состояние тревоги, помогают преодолеть агрессию.
Интерактивный стол - мультимедийный центр совершенно нового поколения, который позволяет свободно взаимодействовать с интерактивными приложениями и друг с другом одновременно нескольким пользователям. Интерактивный стол позволяет эффективно вовлекать детей в процесс обучения. Интерактивная поверхность управляется при помощи касаний. В игровой форме педагоги обучают детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов посредством развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного видеоряда, логических задачек и т.д.
В нашем учреждении функционируют группы полного дня, которые состоят: из групповых, спальных помещений, раздевальных комнат, умывальных и туалетных комнат. Все помещения укомплектованы в соответствии с требованиями предъявляемыми к каждой возрастной группе (специальной детской мебелью: столы, стулья, кровати, шкафы для игрушек и пособий), игровым (ширмы, конструкторы, дидактические и игровые пособия и др.) и спортивным оборудованием (малый спортивный уголок, массажные коврики), бактерицидными лампами. Оборудованы зоны и уголки для детской деятельности (уголки природы, творчества, сенсорного развития и др.), стенды по работе с родителями, а также группы кратковременного пребывания.
Для проведения практических занятий в детском саду созданы условия для успешной работы с детьми, в том числе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В каждой группе есть оборудованное помещение для проведения коррекционно-развивающих занятий, имеется необходимое оборудование для игр, занятий и отдыха. Есть свой коррекционно-физкультурный и логопедический уголок, где дети самостоятельно или с педагогом занимаются коррекционной гимнастикой, артикуляционными упражнениями на развитие мелкой моторики, которые постоянно обновляются и пополняются необходимыми пособиями и материалами, направленными на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата. Объекты ДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками обеспечены следующими средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
- спортивным оборудованием и инвентарем (детские тренажеры, мячи, гимнастические маты и др.),
- музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
- аппаратно-программные и аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски),
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной
деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
С целью создания приемлемых и обоснованных условий для всестороннего развития дошкольников, в ДОУ постоянно обновляется предметно-развивающая среда. Этому вопросу в каждой возрастной группе уделяется серьезное внимание. В соответствии с ФГОС ДО оборудованы разнообразные учебные и игровые зоны для воспитания, обучения, развития детей и создания условий для индивидуального самостоятельного творчества детей.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. В ДОУ создаются все условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного физического развития. В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей. Есть приспособления для закаливания детей: массажеры, ребристые доски, пуговичные коврики и пр. Магнитофоны для прослушивания музыкальных произведений, детские музыкальные инструменты для музыкальной импровизации, самодельные шумовые инструменты. Детские работы используются для оформления интерьера.
Групповые помещения обеспечены мебелью, игровым и специальным оборудованием в достаточном количестве.
На территории детского сада расположены: физкультурная грунтовая площадка, оснащенная функциональным оборудованием, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: шведской стенкой, ямой для прыжков, дугами для подлезания, бревном, лабиринтом «Подводная лодка», горкой для лазания «Крокодил», вертикальная мишень; площадка для игры в баскетбол, волейбол и футбольное поле.
Игровая площадка «Играй-город!» для игр и аттракционов, на которой проводятся различные физкультурные досуги, развлечения, праздники, Дни здоровья с обучающимися, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Территория детского сада благоустроена. На ней игровые зоны с разбивкой на группы по возрастам. Вся территория огорожена и оснащена средствами безопасности от проникновения извне. На территории детского сада есть зеленые насаждения, разбиты клумбы и цветники, оформлены зеленые зоны, размечена дорога с пешеходными переходами.
Физкультурный и музыкальный залы. Эти залы размещаются в отдельных помещениях.
Физкультурный зал – оснащен крупными модулями, тренажерами, шведскими стенками, матами, гимнастическими скамейками, баскетбольными щитами, дугами для подлезания, мячами, мячами-хоппболами, канатом, скакалками, обручами, кеглями и другим необходимым оборудованием. Для создания эмоционального настроя в зале есть магнитофон.
Музыкальный зал – оборудован фортепиано, интерактивной доской, звуковоспроизводящим оборудованием, детскими музыкальными инструментами, яркими наглядными пособиями, дидактическими играми, для театрализованной деятельности в наличии различные театры, реквизиты, костюмы, декорации, то есть, созданы условия для художественно-эстетического развития детей, для развития театрализованной деятельности, музыкальной, конструктивной.
Материально-техническое обеспечение отвечает современным требованиям. Приобретены: интерактивная доска, ноутбук, принтеры, мультимедийный проектор, синтезатор, фортепиано, пополнено программно-методическое обеспечение методкабинета и групп по организации работы с дошкольниками (наглядный, дидактический материал); приобретены пособия по образовательной деятельности: наглядный материал для стендов, альбомы, книги; приобретены игрушки и дидактические пособия. Функционирует официальный сайт МОУ детского сада № 13, локальная сеть подключена к сети "Интернет".
О средствах обучения и воспитания: при оснащении среды дошкольного учреждения подбираются такие пособия, спортивный инвентарь, оборудование, которое бы отвечало индивидуальным возможностям, обусловленным состоянием здоровья, уровнем физического развития, двигательной активностью обучающихся, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: ленты и булавы, гантели детские, кегли, кольцебросы, канатики короткие, мячи тряпочные, массажные мячи, палки гимнастические, скакалки, эспандеры детские, лыжи, эстафетные палочки, мешочки с песком, султанчики, ленты цветные разной длины, флажки цветные, косички, платочки цветные, ножные и ручные массажеры, обручи, наборы для тенниса и бадминтона, клюшки с шайбой и шариками, дидактические игры, альбомы о спортивном инвентаре и видах спорта, тематические маски для подвижных игр.
Средства обучения и воспитания, используемые в МОУ детском саду № 13 cоответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной и художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ.
Библиотека
В МОУ детском саду № 13 в методическом кабинете организована библиотека для обеспечения образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами. В каждой группе, кабинете специалистов имеется дополнительная специальная литература.
В детском саду имеется необходимая локальная база по охране труда и созданы условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В здании МОУ на пункте охраны установлена автоматическая пожарная сигнализация "Стрелец-мониторинг", с выводом на пульт пожарной части и система оповещения, управления эвакуацией людей.
Сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе обеспечение их эмоционального благополучия является приоритетной задачей дошкольного учреждения. Созданы условия для безопасной жизнедеятельности детей в здании. Имеются все виды благоустройства, хорошие бытовые условия в группах и специализированных помещениях. В детском саду созданы санитарно-гигиенические условия, рациональная организация режима дня и образовательного процесса, условия для обеспечения достаточной двигательной активности детей, проведения закаливающих мероприятий, рационального питания, профилактики заболеваний.
Медицинское обслуживание детей осуществляется специалистами детской поликлиники на основании договора. Медицинский блок включает медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор. Медицинский кабинет оснащен необходимым медицинским оборудованием в соответствии с СанПиН, имеется необходимый минимум медикаментов, имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
-обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
УСЛОВИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Созданы все условия для организации питания воспитанников. Контроль за качеством питания разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет бракеражная комиссия детского сада.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной и окружающей обстановки в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.
Положение об организации питания в МОУ.pdf
Положение о бракеражной комиссии МОУ.pdf
Положение об административно-общественном контроле МОУ.pdf
Основными принципами организации питания в дошкольном образовательном учреждении являются:
* Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
* Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
* Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
* Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
* Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
* Соблюдение гигиенических требования к питанию (безопасность питания).
Количество приемов пищи в нашем детском саду – 4 раза за время пребывания в детском саду (завтрак, 2-й завтрак, обед и уплотненный полдник).
Питание воспитанников осуществляется по утвержденному единому по городу Волгограду 20-ти дневному меню. При разработке меню учитывались возрастные особенности детей с 2 до 7 лет. С полным меню родители могут ознакомиться в свободном доступе - на стенде ежедневно размещается меню.
Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в кладовой с соблюдением требований СанПиН и товарного соседства.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в ДОУ есть доступ к интернету для всех сотрудников.
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Ссылка.
Федеральный портал "Российское образование" Ссылка
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" Ссылка
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Ссылка
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Ссылка
Самые интересные и популярные сайты для родителей и их детей, которые помогут вам найти ответы на все интересующие вопросы, сделать жизнь интересной и познавательной.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому детские развивающие игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным. Предлагаем вашему вниманию сайт детских онлайн игр “Играемся”. Вы найдёте игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.
Это такое счастье изо дня в день наблюдать, как растёт любимый ребёнок. И несомненно, все родители хотят, чтобы он был умным и способным. Всё в ваших руках. Только вы, дорогие родители, можете помочь ребёнку развивать свои способности, знакомить его с окружающим нас прекрасным миром. Так делайте же это с помощью детского сайта "Играемся"
Электронные образовательные ресурсы для родителей, детей, педагогов.pdf
Доступная среда
Создание специальных условий для получения образования воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов регламентируется следующими нормативными документами:
Декларация о правах инвалидов.pdf
Конвенция о правах детей-инвалидов.pdf
Конвенция о правах ребенка.pdf
Закон Волгоградской области от 24.12.2015 № 246-ОД Социальный кодекс Волгоградской области.pdf
Приказ ДОАВ от 04.02.16г. № 70 Об организации мероприятий в реализации ИПРА ребенка-инвалида.pdf
Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.pdf
Паспорт доступности МОУ 2019.pdf
ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ:
На 01.09.2024 г. МОУ детский сад № 13 посещает 85 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, из них 41 ребенок-инвалид, получающий образовательные услуги по адаптированным образовательным программам дошкольного образования МОУ.
В МОУ детском саду имеются специально оборудованные учебные кабинеты со специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования:
1. Кабинет психологической разгрузки / педагога-психолога;
2. Кабинет учителя-дефектолога;
3. Кабинет учителя-логопеда (2);
4. Кабинет массажа.
О библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении детская литература представлена в групповых помещениях. Книжные издания находятся по высоте - на расстоянии вытянутой руки ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и ребенка-инвалида, что даёт возможность без труда взять в руки необходимую книгу, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья.
Специально выделенной библиотеки не имеется.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Групповые комнаты (6 шт.) - проведение образовательной деятельности, групповых мероприятий, режимных моментов;
- Музыкальный зал - проведение образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Организация досуговых мероприятий и развлечений (в том числе с детьми с ОВЗ);
- Кабинет учителя-логопеда (обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи, дети с ОВЗ; изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них; систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами; оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению; формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды; координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми);
- Кабинет психологической разгрузки/кабинет организован в соответствии со спецификой деятельности педагога-психолога в детском саду, в свою очередь, разделен на три основных сектора:
диагностический (для диагностики детей и субъектов образовательного процесса);
коррекционный (для проведения коррекционно - развивающей образовательной деятельности с детьми с ОВЗ);
релаксационный (место эмоциональной разгрузки детей и взрослых);
- Кабинет учителя-дефектолога (для практических занятий с детьми с ОВЗ по ознакомлению с окружающим миром и сенсорному развитию);
- Физкультурный зал (для занятий АФК).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Физкультурный зал, групповые уголки здоровья.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеется специальная мебель, ортопедические комплексы в группах, инвалидные коляски.
Специальные условия питания и охраны здоровья
В групповых ячейках организовано 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник).
Организация питания проводится с учётом физиологических потребностей детей в калорийности и питательных веществах, в соответствии с нормативными документами:
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32),
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).
Питание обучающихся организовано согласно 20-ти дневному меню. Подробная информация об организации питания в дошкольном учреждении в разделе: Организация питания в образовательной организации
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
Официальный сайт МОУ адаптирован для слабовидящих людей: имеет специальную кнопку "Версия для слабовидящих" (альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению).
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Воспитанники с ОВЗ, в том числе дети - инвалиды могут пользоваться следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: интерактивный световой стол для песочной терапии, интерактивный логопедический стол "Виэль", интерактивная доска, развивающие балансиры, балансировочные доски Бильгоу, сенсорные атрибуты и пособия "Яйцо Совы", "Мешок Совы" др. Педагоги для организации работы с детьми с ОВЗ, используют мультимедийный проектор и экран, ноутбук, музыкальный центр, микрофон.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В МОУ детском саду № 13 нет общежития, интерната.
Работники, прошедшие необходимое обучение по сопровождению инвалидов в организации
Педагоги МОУ прошли повышение квалификации в отделении дополнительного образования ООО "Издательство "Учитель" по дополнительной профессиональной программе : "Организационно-методическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью в ДОО", в объеме 72 часа, 2021.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
В рамках программы "Доступная среда" в МОУ детском саду созданы условия для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
- обеспечен беспрепятственный доступ для детей с ОВЗ ко всем объектам МОУ детского сада:
- расширены дверные проёмы в группах, кабинетах и коридорах с заменой дверей, имеются поручни;
- на путях следования заменены напольные покрытия;
- оборудованы санитарно-гигиенические помещения, установлены поручни;
- оборудован дополнительный вход в здание для беспрепятственного въезда инвалидных колясок, звонок.
Оборудование территории, прилегающей к зданию организации и помещений с учетом доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в здание образовательной организации:
1. Оборудование входных групп пандусами, платформами/ безбарьерная среда
2. Наличие выделенных стоянок для авто инвалидов - нет.
3. Наличие поручней, расширенных дверных проемов
4. Наличие сменных кресел-колясок
5. Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений
Обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими
6. Дублирование для лиц с ОВЗ по слуху и зрению звуковой и зрительной информации
7. Дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации шрифтом Брайля
Табличка с наименованием учреждения на языке Брайля - имеется.
О электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Электронные образовательные ресурсы для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.pdf